Горячая линия

8 (4812) 24-46-00

Версия для
слабовидящих
Работа с обращениями
граждан и организаций
Прослушать

«Инвалидность по закону, и только»

В связи с часто возникающими у граждан вопросами по поводу установления инвалидности, ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Смоленской области» считает необходимым предоставить читателям достоверную информацию по данной проблеме, если можно так выразиться, от первого лица.

Основные нормативно-правовые документы по установлению инвалидности гражданам Российской Федерации следующие:

1) Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

2) Постановление Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2004 г. № 805 «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной сферы»;

3) Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»;

4) Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 августа 2005 г. № 535 «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»;

5) Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2003 г. № 17 «Об утверждении разъяснения «Об определении учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы причин инвалидности». Все вышеперечисленные документы не являются тайной, как предполагают некоторые граждане, а находятся в свободном доступе во всех возможных источниках: и печатных и электронных. Следует отметить, что все разговоры о существовании подзаконных актов, регламентирующих численность инвалидов, предписывающих «снимать» группы инвалидности и т.п., не имеют под собой абсолютно никакой почвы.

Исторически понятия инвалидность и инвалид в России связывались с понятиями нетрудоспособность и больной. И нередко, методические подходы к анализу инвалидности заимствовались из здравоохранения, по аналогии с анализом заболеваемости. Представления о происхождении инвалидности укладывались в традиционные схемы здоровье - заболеваемость (хотя, если быть точным, заболеваемость - показатель нездоровья) и больной - инвалид.

Специалисты долгое время рассматривали понятие инвалидность, отталкиваясь преимущественно от биологических предпосылок, в связи с этим социальная сторона проблемы была сужена до нетрудоспособности, как основном показателе инвалидности.

Сегодня инвалидность рассматривается как сложное социальное явление, которое зависит от многих необходимых для успешной социализации личности факторов, тесно переплетаясь с понятием "качества жизни".

Инвалидность - степень ограничения жизнедеятельности человека вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма.

Общераспространенным мнением является то, что инвалидность «дают» при том или ином заболевании (болезни) и граждане пытаются найти список заболеваний, при которых устанавливается инвалидность. Списка такого не существует. Потому, что инвалидность устанавливается не только по причине имеющегося у человека какого-либо заболевания. Да и имеющееся заболевание протекает у каждого конкретного человека индивидуально и имеет разную степень выраженности, что очень важно для вынесения решения о признании или нет, человека инвалидом. Возможно, за предполагаемый список люди принимают следующее: 7.04.2008 г. Постановлением Правительства РФ приняты изменения в «Правила признания лица инвалидом» за №247 в приложении к которым имеется определенный «Перечень заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений, нарушений функций органов и систем организма, при которых группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (категория "ребенок-инвалид" до достижения гражданином возраста 18 лет) устанавливается гражданам не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории "ребенок-инвалид")».

Если внимательно читать вышеуказанный перечень, то можно заметить, что помимо указания конкретного заболевания, также указывается и степень выраженности этого заболевания. То есть, можно иметь заболевание, указанное в перечне, но имеющее незначительную степень выраженности, и не попадать под действие этого документа.

Условием признания лица инвалидом, согласно Постановления Правительства РФ № 95, выступает совокупность наличия трех факторов:

- нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

- ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

- необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Нарушение здоровья - отсутствие полного физического, душевного и социального благополучия, а не только наличие болезней и физических дефектов (из Устава Всемирной организации здравоохранения).

Понятие "расстройство функции организма" шире, чем понятие заболевание (болезнь). Например, культя бедра не является болезнью. Она свидетельствует о том, что индивид отличается от себе подобных как по структуре организма, так и в возможностях его использования для: перемещения в пространстве, преодоления препятствий, сохранения равновесия, поддержания позы, возможности иметь полноценную опору, т.е. отличается по способности реализовывать заложенную природой в организме человека статодинамическую функцию.

Расстройство представляет собой отклонение от общеизвестных стандартов существования организма как биологической структуры.

Возрастные изменения не дают оснований для установления группы инвалидности, за исключением, если имеются расстройства, представляющие собой отклонения от общепризнанных для данного возраста функций организма.

Социальная защита представляет собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Установление инвалидности - это право, а не обязанность гражданина.

Признание инвалидности носит разрешительный характер со стороны государства. Можно иметь совокупность трех факторов /условий/, но пока государство через уполномоченный орган - медико-социальную экспертизу посредством процедуры освидетельствования не установит их наличие - гражданин не будет считаться инвалидом.

Право направить гражданина на медико-социальную экспертизу предоставляется организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение либо органом социальной защиты населения.

Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы.

В случае несогласия с решением учреждения медико-социальной экспертизы гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро. В случае обжалования гражданином решения главного бюро главный эксперт по медико-социальной экспертизе по соответствующему субъекту Российской Федерации с согласия гражданина может поручить проведение его медико-социальной экспертизы другому составу специалистов главного бюро. Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро. Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Процедура обжалования гражданами решений учреждений МСЭ утверждена Постановлением Правительства РФ № 95. Обращения граждан в другие организации, как правило, заканчиваются вышеуказанной утверждённой процедурой обжалования.

Следует отметить, что методические подходы к проведению медико-социальной экспертизы одинаковы в учреждениях медико-социальной экспертизы всех уровней (бюро, Главное бюро, Федеральное бюро). Например, из 110 граждан, освидетельствованных в 2007 году в Федеральном бюро в связи с несогласием с решением ФГУ «Главное бюро МСЭ по Смоленской области» ни в одном случае решение изменено не было.

Руководитель – главный эксперт
ФГУ «Главное бюро медико-социальной
экспертизы по Смоленской области»
к.м.н. А. И. Кузнецов